Муниципальное учреждение
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
города Магнитогорска.


Главная Об организации Методические объединения Планы и отчеты Для школьников Для родителей Для педагогов




Дидактические игры на уроках русского языка

Использование дидактических игр на уроках русского языка. 

    В последние годы среди обучающихся общеобразовательных школ увеличивается количество детей, у которых наблюдаются не только нарушения звукопроизношения, но и специфические нарушения чтения (дислексия) и письма (дисграфия, дизорфография).

    Самой распространенной формой нарушения письма у обучающихся массовых школ является смешанная дисграфия. Проявления этой формы дисграфии разнообразны:

  • пропуски букв (гласных, согласных, в том числе из стечения) в слогах, словах;
  • замены парных гласных, согласных;
  • зеркальное написание букв;
  • добавление лишних букв, слогов;
  • недописывание слов;
  • слитное написание слов с предлогами, союзами;
  • пропуски слов или словосочетаний в предложениях;
  • нарушения в обозначении границ предложений (отсутствие заглавной буквы в начале предложения, точки в конце предложения).

    Среди орфографических ошибок у школьников преобладают ошибки в правописании проверяемых безударных гласных в корнях слов. У ошибок такого рода могут быть следующие причины. Школьники не могут применить это правило на практике вследствие несформированности слогоритмической структуры слов и недостаточно развитого слухового восприятия. Это значит, что дети не чувствуют различия в звучании ударных и безударных гласных звуков.

    Существуют дидактические игры которые можно использовать на занятиях со школьниками, у которых имеются нарушения письменной речи, а так же с учащимися имеющими ошибки, связанные с неполным усвоением правил русского языка. Учителя-логопеды, учителя начальной школы могут использовать игры на занятиях с детьми.

 Дидактическая игра "Родственники"

    Цель: закреплять знания детей о родственных (однокоренных) словах; знания о правописании безударных гласных в корне слов; развивать навык чтения (узнавание знакомых образов букв и слов);

    Ход игры: учитель объясняет, что в карточке подобраны слова, которые являются родственными - однокоренными для выделенного слова, но они записаны без пропусков. Дети должны отделить слова друг от друга и записать их в тетрадь. В каждом слове дети уточняют его звукобуквенный состав и составные части - приставку, корень, суффикс, окончание и основу.

1.Леслесничийлесниклесоводлесорублесная

лесистыйперелесоклесостепьлесничество

подлесоклесотундра 

2.Водаводицаводопадводостокводяной

водопроводводичкаводныйподводник

подводнаянаводнениепаводокводолаз

водянистыйбезводныйводоросливодопой

темноводный 

3.Родинародителиродноенародродилисьрод

народный 

 Дидактическая игра "Какие слова спрятались?"

    Цель: формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов.

    Ход игры: дети читают предложения, выделяют в них не подходящее по смыслу слово, стараются найти в нём спрятанное правильное слово.

1. Начался первый курок. У моего деда острый клумба. Шутка проплыла мимо камышей. За угрозой пришла прекрасная погода. В ворота мы забили голубя.

 

2. Всё дно реки было в паутине. У Тани очень болел зубр. На плите варилась муха. В яме ползали лужи. Из жерла вулкана текла раскалённая Клава.

Дидактическая игра "Яблочная карусель"

    Цель: закреплять знания детей о предлогах, учить различать их в словосочетаниях; развивать оптико-пространственные представления.

Ход игры: учитель даёт задание детям на основе материала игры отделить предлог от слова. (изображение есть в файле для скачивания). 

 Дидактическая игра "Мягкий знак"

    Цель: закреплять знания детей о обозначении мягкости согласных и отделение согласного от гласных и, е, ё, ю, я; формировать навык чтения и письма, оптико-пространственные представления.

    Ход игры: учитель обращает внимание детей на то, что внутри таблицы находятся слова с мягким знаком. Дети поочереди называют слова из таблицы, записывают их и уточняют функцию мягкого знака.

С

Е

М

Ь

Я

К

Р

О

В

Д

В

Е

Д

Ь

Б

А

Р

А

Е

Е

Н

Ь

К

О

Л

Ь

Т

М

П

К

Ш

М

Е

Д

Е

Ь

Я

К

И

Ю

Т

Л

У

Р

В

Ь

О

Н

Ь

П

Ь

Н

Л

Ь

Л

Н

Ь

Л

Е

Я

Ь

Е

Ю

У

Ю

Ь

В

Ь

Д

Е

Б

Г

Т

С

Ь

Л

Е

Т

Е

М

А

 

Дидактическая игра "Незнайкины ошибки"

    Цель: уточнять знания о значениях слов, расширять активный и пассивный словарь детей; формировать грамматически правильную речь; закреплять знания о правописании безударных гласных; умение различать акустически звуки; совершенствовать письменный навык.

    Ход игры: дети читают предложения и обнаруживают смысловые ошибки. Учитель предлагает детям исправить ошибки путём перестановки слов и замены окончаний. Получившиеся предложения дети записывают в тетрадь.

и-у

 

1. В утках прячутся камыши. По курице бегал двор. Около гусей пруд и утки. Ива залезла на воду и прыгнула в Мишу.

 

 Дидактическая игра "Улитка"

    Цель: развивать умения анализировать предложения; закреплять знания о правилах написания предложений; развивать навык чтения.

    Ход игры: детям нужно отделить слова друг от друга, обозначить границы предложений. Записать полученные предложения, уточнить их правильное написание. (изображение есть в файле для скачивания). 

Дидактическая игра "Змейка"

    Цель: совершенствовать оптико-пространственные представления детей, навык чтения; развивать умение анализировать предложения и делить их на слова.

    Ход игры: с помощью карандаша дети отделяют слова друг от друга, определяют границы предложения. Затем списывают или записывают их под диктовку. (изображение есть в файле для скачивания).  

Дидактическая игра "Переделай ласковые названия на обычные"

    Цель: развивать навык чтения; развивать грамматически правильную речь детей; письменный навык.

    Ход игры: дети читают текст и называют ласковые слова. Учитель просит заменить ласковые слова на обычные, прочитать текст и записать переделанный текст.

На диване сидели куколки. С головы слетела панамка. Под старым пеньком норка ежа. Бабушка испекла вишнёвый пирожок. В пещерке темно. 

 Дидактическая игра "Найди все названия"

    Цель: совершенствовать навыки чтения и письма; расширять словарь; закреплять знания об обобщающих понятиях; развивать навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

    Ход игры: дети читают слова, которые находятся внутри контура, дают обобщающие названия. Выполняют задания: зачеркнуть слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов; найти слова со стечением согласных и записать их в тетрадь.

 Дидактическая игра "Определи буквы в рисунке"

    Цель: формировать навык буквенного гнозиса и зрительного восприятия; закреплять умение писать буквы.

    Ход игры: учитель предлагает детям определить, кто или что изображено на рисунке. Затем дети называют те буквы, с помощью которых выполнен рисунок, и записывают их в тетрадь.(изображение есть в файле для скачивания). 

Использование дидактических игр на уроках русского языка.pdf [685,15 Kb] (cкачиваний: 5)

Учитель-логопед МУ "ЦППМСП"    Е.Н. Полуэктова

29-10-2018, 13:45 / Автор: NosovaLera / Комментариев: 0 /


Главная Контакты Статистика сайта Админ-центр